Флудить иди во флуд.Добавлено (Сегодня, 21:36)
---------------------------------------------
С названиями этих мест связана трагическая легенда, повествующая о любви и предательстве. Жил когда-то в Жигулевских горах охотник, и была у него суженая. Сильно любил он свою Дарьицу, но избрали друзья его атаманом, стал он бывать в разных странах, да и изменил ей с заморской красавицей. Но гордая Дарьица не смогла снести обиду, вызвала она неверного на берег Волги, сбросила его в воду и сама кинулась вслед. С тех пор и зовется гора Девьей, а курган - Молодецким. Есть и другой вариант этой легенды, утверждающий, что добрый молодец Микула и подруга его Дарьица встали на волжском берегу на защиту родного края от иноземных кочевников, решивших совершить набег на Волгу. Выпустили враги в них тучу стрел, отвернулись, а, обернувшись, ахнули: перед ними неприступной стеной стояли не люди, а два отвесных утеса.
Молодецкий курган находится у слияния Усы и Волги. С него начинается 75-километровая гряда Жигулёвских гор. Молодецкий курган - одна из самых известных и красивых вершин Жигулей, высота примерно 320 м. С вершины открывается замечательный вид на Жигулевское море, залив у кургана, гору Лепешку.
Судя по описаниям ХVI-ХVII веков, северо-западная часть Жигулей называлась Девичьими горами. Затем, Девичьей горой стали называть сначала весь Молодецкий курган, а позже (конец XVII века) лишь часть его - отвесную скалу у подножия. О названии Молодецкого кургана существует целый ряд легенд. Наименование кургана скорее всего связано с существованием на нем мест сбора и обитания "беглых добрых молодцев, скрывавшихся от властей".("Топонимика Самарского края").
Девья гора и Молодецкий Курган стоят в окружении Жигулевской трубы (на западе) и северного побережья Жигулевского водохранилища. После восхождения на гору и курган дорога назад в Самару по тольяттинской трассе. Ежегодно во вторые выходные июня у подножия Молодецкого кургана проводится Захаровский слет - фестиваль бардов, туристов и спортсменов.
Еще в 1556 году Царь Иван Грозный предполагал построить здесь город, о чем его просил также Ногайский хан. В 1614 году отряду из 500 стрельцов было поручено строить здесь укрепленный пункт. Так начиналась "Слобода Переволокская". Из надежных источников известно, что от Волги до Усы тянется подземный ход протяженностью почти 2 км. Со стороны Волги два входа: один в склоне отвесного берега, другой находится под церковью и сейчас завален.
Неподалеку от Молодецкого кургана располагается Село Большая Рязань, расположившееся недалеко от города Жигулевска, в котором находятся два святых источника - во имя иконы Божьей Матери "Всецарица" и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия. Была в селе и своя церковь, но в послереволюционные годы она была разрушена, как и множество других храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Большая Рязань освятили в мае 2002 года. Церковь эта очень красивая. Деревянная.
Из газеты "Благовест" № 9 за 1998 год: "... В селе до революции существовала церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От храма до источника не более 500 метров. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны... В советские годы источник пришел в запустение. ... Бывший сторож Казанского храма (г.Тольятти) ездила в с. Большая Рязань к родственникам, посещала этот источник и сильно скорбела, что он в таком запустении. И вот однажды во сне явились ей два старца-монаха, и один из старцев пишет что-то на свитке, не обращая на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. В скором времени попадает она в Богородично-Казанский храм и видит икону с изображением этих старцев. Признала она их - преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Вот уже очистили от грязи оба источника - большой и малый, на малом поставили часовенку, и пришла пора водрузить икону. За неимением образа преподобных Антония и Феодосия поставили икону Богородицы "Всецарица" (по-гречески образ называется "Пантанасса"), в Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. Источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица "Всецарица - Пантанасса".
Само же село Большая Рязань нельзя назвать заурядным селом Самарской области. Именно около этого села скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Сохранилась здесь и пещера, в которой он скрывался со своим отрядом. Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань, недалеко от устья Попова оврага. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, и окажешься в небольшом зале, имеющем ширину 4 метра и длину 20 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей. Среди местных жителей передается из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере не однажды укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки. Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным. Так говорит предание.
Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником. Близлежащие села Малая Рязань, и Большая Рязань являются местом русских поселений XVI - XVII веков на Самарской Луке. В селах усилиями краеведа А.Н. Морозова собрана интересная историко-этнографическая коллекция. На основе собранного материала был создан общественный музей. Единственный на Луке музей рассказывает об истории мест, связанных с пребыванием разинцев, показывает жизнь и деятельность нескольких поколений людей. Недалеко от села было найдено и городище, которое археологи назвали "Стенькиным городком". Вот как описывает его А.П. Смирнов в "Отчете Куйбышевской экспедиции за 1954 г": "Городище расположено на расстоянии около 2,5 км к востоку от с. Большая Рязань в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области. Местными жителями было указано на наличие второго городища, рядом с первым, составлявшее с ним, по-видимому, единый комплекс укреплений.
Расположено на небольшом мысу, окружено с двух сторон глубокими оврагами, а с третьей укреплено высоким валом и глубоким рвом. Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами - 4 м. Площадь 1-го городища 36х28 м, т.е. 1010 кв. м".