Среда
19.12.2018
07:32
 
Тайны Самары
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории новостей
Статьи о тайнах Самары [26]
Неизведанное, но манящее... [17]
Главная » Статьи » Статьи о тайнах Самары

Самарская Лука в преданиях и легендах

"С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их прирорды, богатая событиями история мало, очень мало известны современному читателю. Многое покрылось пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий, напечатанных в старинных изданиях, превратилось в уникальную редкость, в достояние архивов и музеев..." - отмечал еще в 70-х годах составитель, наверное, наиболее полного из ныне доступных сборника местных преданий, сказаний и легенд  - "Жемчужины Жигулей" (1974) С. Кузьменко.
Авторы данной статьи и другие члены группы "Авеста" предприняли попытку составить некую условную карту географической привязки некоторых малоизвестных мифов.
Все эти мифологические объекты могут быть разделены на четыре типа. Первый тип - это реально существующие, всем известные объекты:
1. Река Волга - в мифологическом представлении это либо самостоятельное "живое существо" (сказание "Волга и Каспий", "Волга и Жигуль"), либо некий охранительный барьер Жигулевского "царства". С энергетической точки зрения - огромный поток энергии несомый водой.
Известно несколько различных ее имен: РА - у древних греков ( по Птолемею), РАВА - у мордвы, АТАЛ - у чувашей, ИДЕЛЬ - у башкиров, ЮЛ - у восточных или луговых морийцев, ЙЫЛ - у горных морийцев, ИТИЛЬ - у татар,  ТАМАР - у армян. Современное название - ВОЛГА, по мнению известного топографа Б. А. Серебренникова, связано с загадочными древнейшими волжскими племенами, ныне исчезнувшими, и их забытым языком. (Необходимо отметить, что в магическом искусстве - знание и использование истинного имени крайне важно для успеха любого мероприятия).
2. Долина смерчей - "Саврут". Название происходит, вероятно, от тюркского "савра" - круглое, или "савран" - крутиться. Саврут - место, где кружатся духи или вихри. Ныне малоизвестная долина где-то между Тольятти и Самарой, характеризуется весьма своеобразной активной энергетикой. Ряд факторов позволяет предположить, что в древности там могло располагаться крупное культовое святилище.
3. Светлогория - преображенный край, территория от места впадения р. Кондурчи в р. Сок до г. Сергиевска.
4. Озерный край - территория на левобережье р. Волга. Эти места характеризуются пассивной поглощающей энергетикой.
5. Усинский и Молодецкий курганы - места "входов" в легендарные подземелья Луки. В значительной мере связаны с "деяниями" Степана Разина.
6. Центральное плато - восточная, наиболее высокая часть Луки. Заключена между горной грядой Жигулей на севере и долиной р. Волги на юге. Согласно современному фольклору - именно здесь находится "земля призраков". Здесь живут загадочные существа: китоврасы, василиски и "высятся" призрачные города, башни, крепости, деревни, идет своя жизнь.
Второй тип объектов, нанесенных на карту - это реально существующие объекты, широко фигурирующие в мифах. Так, например, реальный Муромский городок - средневековое поселение Волжских Булгар близ современного поселка Валы приобретает сказочную "окраску".
Предания Луки рассказывают, что в этих местах существовал большой город, поселение колдунов, можно предположить что сам Муромский городок (или то, что нам известен под этим именем) лишь внешняя оправа, "соседствующая" и "питающая" цитадель колдунов). Русский богатырь Илья Муромец в тяжелой битве уничтожил это поселение. Вот почему то место было названо его именем - Муромский городок, - сообщает М. А. Емельянов в книге "Жигулевская кругосветка" Куйб. 1937 г.
И сегодня человек, обладающий повышенной чувствительностью, способен воспринять в этих местах некие призрачные образы, тени, туманные следы древних строений. Экстрасенсы объясняют это тем, что гибель города породила на этом участке Луки такое сильное возмущение в структуре тонкого мира, что наслоение боли и ярости умирающих, словно густое облако пыли висит в этом районе. У людей чрезмерно чувствительных оно вызывает упадок сил, подавленное настроение, путает мысли.
Илья Муромец, согласно легенде,  сокрушил  цитадель колдунов. Но "бедные" окраинные части города продолжали еще долго существовать, пока с городом окончательно не покончили татаро-монголы.
Гномьи пещеры - это наша "ошибка". Карта составлялась в конце 80-х годов и тогда мы применили осовремененное, мало распространенное название. Более правильно назвать их - "Норы пещерников", хотя и это звучит не часто. Более употребимо просто - Пещеры. Еще известный исследователь П. С. Паллас, обследовавший эти места в 1769 г., указал на существование тут множества пещер, связанных с подземной рекой.
В начале 20-го века, по сообщениям самарского краеведа К. П. Головкина, эти пустоты были еще не исследованы. В 50-60-х годах значительная часть волжских пещер была взорвана. А жаль! По преданиям (только пещера братьев Греве имела протяженность больше 20 верст) эти ходы тянулись на многие километры, чуть ли не до Уральских гор. Возможно, они каким-то образом были связаны со старым подземным руслом Палео-Волги.
Третий тип объектов - это исторически устойчивые миражи-призраки. Д. М. Рикард в своей книге "Феномены Книги чудес" сообщает: "Существует немало историй о людях, посетивших другие миры, а потом вернувшихся и поведавших об увиденном. Существуют и истории, как "куски" других миров "посетили" Землю, а затем бесследно исчезли".
Мирный Город, Храм Зеленой Луны, Крепость Пяти Лун, Водопад Слез; что это, как не проявление таких "скрытых миров" в нашей реальности?
1. Мирный город - чаще всего его наблюдают в районе Молодецкого и Усинского курганов, а также в Озерном краю. Это практически классический средневековый город, обнесенный защитной каменной стеной с квадратными башнями. За стеной иногда просматриваются отдельные высокие "здания" различного архитектурного стиля: Город пуст - в нем нет живых обитателей, может быть, они должны появиться позже?
2. Храм Зеленой Луны - затерян где-то на центральном плато. Очевидно, в настоящее время было бы более правильно говорить о Башне Зеленой Луны. Это удивительный пласт фольклора, включающий в себя некое единение Башни, (которая не совсем Башня, а скорее Символ и в то же время, самостоятельно действующая суббстанция) и неких Девяти Магов (порожденных башней и породивших башню, а ныне служащих ей). "Маги" самостоятельно действующие - внешне человекоподобные существа, укутанные в темные плащи-балахоны, с опущенными капюшонами, скрывающими их лица. Сама Башня, как и ее "порождения" странствует по территории Луки. Исследователь этнографического материала Кирилл Серебренитский предполагает, что в этом случае мы имеем дело с "преломленным" современным сознанием мифов мусульманского мира. (Волжские Булгары, владевшие в средневековье - официально исповедовали ислам, и поддерживали тесные контакты с Арабской культурой).
3. Крепость Пяти Лун, другое ее название крепость "золотых черепашек" - находится на значительном удалении от Луки и при желании может рассматриваться, как чрезмерно эмоциональное восприятие курганов-могильников и древних поселений, воздвигнутых различными народами вдоль реки Самары и на юго-востоке нашей области.
Видение крепости здесь появляется в форме соединения множества приземистых округлых башен, тесно слитых друг с другом и пять (иногда, но редко, разноцветных) лун, висящих в небе над крепостью.
Некоторая информация (да и само второе название этого "призрака" - крепость золотых черепашек) позволяет предположить, что тут мы имеем дело с творением не человеческого рода. Анализ современного фольклора указывает, что где-то в исторической древности (на памяти человека) была затяжная война между этой крепостью (вернее ее обитателями) и магами Башни Зеленой Луны. Крепость была разрушена, но и маги не сумели одержать окончательной победы и закрепиться в этих местах.
4. Водопад слез - легендарный большой водопад низвергающийся где-то в глубине Жигулевских гор, в фольклоре связан с Хозяйкой гор.
Он укрывает вход в ее волшебные подземные палаты. Специалисты геологи утверждают, что современные Жигули из-за трещиноватости слагающих их известняков безводны, однако некоторые данные свидетельствуют, что в древности, когда горы были значительно выше и тут было больше водоупорных глин, в Жигулях действительно  могли существовать водопады.
"Видение" Водопада - привязывают к таким районам Луки, как урочище Елгуши, Яблоневый овраг, район Каменной чаши - где и по сей день имеются водные источники, по легендам связанные с тайными обитателями СЛ.
Четвертый тип  объектов - энергетические образования. Такие "объекты" как "игла" (или излучатель разрядник), "гнилостные ямы" и т. д. были частично изучены в ходе экспедиции "Звездный мост-90".
По предположению участников группы "Авеста" - это некие физико-геологические объекты (возможно, связанные с общим комплексом геомашины Жигулей) собирающие, преобразующие и перераспределяющие различные виды энергии. Во время упомянутой экспедиции активная работа "иглы" наблюдалась неподалеку от Молодецкого кургана, но не исключено, что на Самарской Луке есть и другие выходы "излучателей разрядников".
К образованиям четвертого типа следует отнести и мифические "подвижные свечи", отмечающие места, где внезапно исчезают люди или "появляются" некие фантастические существа. Сведения о таких событиях в прошлом О. В. Ратник нашел в архивной подборке прошлого века: "Предания Самарского края", изданные "Обществом археологии, истории и этнологии Самарского госуниверситета" (1917-1931).
"Светящиеся шары" и "смерчи" также входят в разряд объектов четвертого типа. Они периодически появляются над различными районами Луки. Вероятно, их наблюдали здесь с древнейших времен и они породили массу мифов, в том числе и легенду, что ими можно управлять.
В заключение нашего обзора следует отметить, что район Луки Жигулевско-Сокского поднятия в геологическом отношении сильно отличается от окружающей его местности. Отличие настолько сильно, что даже породило гипотезу об искусственности Самарской Луки. (см. газету "Новый Водолей" № 29, 1995 статья "Самарская Лука - уникальная геомашина" В. Степанов).
Возможно, это отличие и лежит в основе множества мифов и  легенд. По оценке Кирилла Серебренитского, в России немного найдется районов, породивших сравнимое с нашим количество образцов устного народного творчества. Можно предположить, что хотя бы некоторые легенды - истины. Нужно искать, исследовать и продолжать начатую работу.
Олег Ратник, Игорь Павлович.


Источник: http://avesta.eventhorizon.ru/
Категория: Статьи о тайнах Самары | Добавил: Администрация (15.03.2009)
Просмотров: 6194 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Сейчас с нами: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск по сайту
Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz