|
| | |
|
Самарская Лука в преданиях и легендах
"С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в
которых воспеты Жигули, неповторимая красота их прирорды, богатая событиями
история мало, очень мало известны современному читателю. Многое покрылось
пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий, напечатанных
в старинных изданиях, превратилось в уникальную редкость, в достояние архивов
и музеев..." - отмечал еще в 70-х годах составитель, наверное, наиболее
полного из ныне доступных сборника местных преданий, сказаний и легенд
- "Жемчужины Жигулей" (1974) С. Кузьменко.
Авторы данной статьи и другие члены группы "Авеста" предприняли попытку
составить некую условную карту географической привязки некоторых малоизвестных
мифов.
Все эти мифологические объекты могут быть разделены на четыре типа. Первый
тип - это реально существующие, всем известные объекты:
1. Река Волга - в мифологическом представлении это либо самостоятельное
"живое существо" (сказание "Волга и Каспий", "Волга и Жигуль"), либо некий
охранительный барьер Жигулевского "царства". С энергетической точки зрения
- огромный поток энергии несомый водой.
Известно несколько различных ее имен: РА - у древних греков ( по Птолемею),
РАВА - у мордвы, АТАЛ - у чувашей, ИДЕЛЬ - у башкиров, ЮЛ - у восточных
или луговых морийцев, ЙЫЛ - у горных морийцев, ИТИЛЬ - у татар, ТАМАР
- у армян. Современное название - ВОЛГА, по мнению известного топографа
Б. А. Серебренникова, связано с загадочными древнейшими волжскими племенами,
ныне исчезнувшими, и их забытым языком. (Необходимо отметить, что в магическом
искусстве - знание и использование истинного имени крайне важно для успеха
любого мероприятия).
2. Долина смерчей - "Саврут". Название происходит, вероятно, от тюркского
"савра" - круглое, или "савран" - крутиться. Саврут - место, где кружатся
духи или вихри. Ныне малоизвестная долина где-то между Тольятти и Самарой,
характеризуется весьма своеобразной активной энергетикой. Ряд факторов
позволяет предположить, что в древности там могло располагаться крупное
культовое святилище.
3. Светлогория - преображенный край, территория от места впадения р. Кондурчи
в р. Сок до г. Сергиевска.
4. Озерный край - территория на левобережье р. Волга. Эти места характеризуются
пассивной поглощающей энергетикой.
5. Усинский и Молодецкий курганы - места "входов" в легендарные подземелья
Луки. В значительной мере связаны с "деяниями" Степана Разина.
6. Центральное плато - восточная, наиболее высокая часть Луки. Заключена
между горной грядой Жигулей на севере и долиной р. Волги на юге. Согласно
современному фольклору - именно здесь находится "земля призраков". Здесь
живут загадочные существа: китоврасы, василиски и "высятся" призрачные
города, башни, крепости, деревни, идет своя жизнь.
Второй тип объектов, нанесенных на карту - это реально существующие объекты,
широко фигурирующие в мифах. Так, например, реальный Муромский городок
- средневековое поселение Волжских Булгар близ современного поселка Валы
приобретает сказочную "окраску".
Предания Луки рассказывают, что в этих местах существовал большой город,
поселение колдунов, можно предположить что сам Муромский городок (или то,
что нам известен под этим именем) лишь внешняя оправа, "соседствующая"
и "питающая" цитадель колдунов). Русский богатырь Илья Муромец в тяжелой
битве уничтожил это поселение. Вот почему то место было названо его именем
- Муромский городок, - сообщает М. А. Емельянов в книге "Жигулевская кругосветка"
Куйб. 1937 г.
И сегодня человек, обладающий повышенной чувствительностью, способен воспринять
в этих местах некие призрачные образы, тени, туманные следы древних строений.
Экстрасенсы объясняют это тем, что гибель города породила на этом участке
Луки такое сильное возмущение в структуре тонкого мира, что наслоение боли
и ярости умирающих, словно густое облако пыли висит в этом районе. У людей
чрезмерно чувствительных оно вызывает упадок сил, подавленное настроение,
путает мысли.
Илья Муромец, согласно легенде, сокрушил цитадель колдунов.
Но "бедные" окраинные части города продолжали еще долго существовать, пока
с городом окончательно не покончили татаро-монголы.
Гномьи пещеры - это наша "ошибка". Карта составлялась в конце 80-х годов
и тогда мы применили осовремененное, мало распространенное название. Более
правильно назвать их - "Норы пещерников", хотя и это звучит не часто. Более
употребимо просто - Пещеры. Еще известный исследователь П. С. Паллас, обследовавший
эти места в 1769 г., указал на существование тут множества пещер, связанных
с подземной рекой.
В начале 20-го века, по сообщениям самарского краеведа К. П. Головкина,
эти пустоты были еще не исследованы. В 50-60-х годах значительная часть
волжских пещер была взорвана. А жаль! По преданиям (только пещера братьев
Греве имела протяженность больше 20 верст) эти ходы тянулись на многие
километры, чуть ли не до Уральских гор. Возможно, они каким-то образом
были связаны со старым подземным руслом Палео-Волги.
Третий тип объектов - это исторически устойчивые миражи-призраки. Д. М.
Рикард в своей книге "Феномены Книги чудес" сообщает: "Существует немало
историй о людях, посетивших другие миры, а потом вернувшихся и поведавших
об увиденном. Существуют и истории, как "куски" других миров "посетили"
Землю, а затем бесследно исчезли".
Мирный Город, Храм Зеленой Луны, Крепость Пяти Лун, Водопад Слез; что это,
как не проявление таких "скрытых миров" в нашей реальности?
1. Мирный город - чаще всего его наблюдают в районе Молодецкого и Усинского
курганов, а также в Озерном краю. Это практически классический средневековый
город, обнесенный защитной каменной стеной с квадратными башнями. За стеной
иногда просматриваются отдельные высокие "здания" различного архитектурного
стиля: Город пуст - в нем нет живых обитателей, может быть, они должны
появиться позже?
2. Храм Зеленой Луны - затерян где-то на центральном плато. Очевидно, в
настоящее время было бы более правильно говорить о Башне Зеленой Луны.
Это удивительный пласт фольклора, включающий в себя некое единение Башни,
(которая не совсем Башня, а скорее Символ и в то же время, самостоятельно
действующая суббстанция) и неких Девяти Магов (порожденных башней и породивших
башню, а ныне служащих ей). "Маги" самостоятельно действующие - внешне
человекоподобные существа, укутанные в темные плащи-балахоны, с опущенными
капюшонами, скрывающими их лица. Сама Башня, как и ее "порождения" странствует
по территории Луки. Исследователь этнографического материала Кирилл Серебренитский
предполагает, что в этом случае мы имеем дело с "преломленным" современным
сознанием мифов мусульманского мира. (Волжские Булгары, владевшие в средневековье
- официально исповедовали ислам, и поддерживали тесные контакты с Арабской
культурой).
3. Крепость Пяти Лун, другое ее название крепость "золотых черепашек" -
находится на значительном удалении от Луки и при желании может рассматриваться,
как чрезмерно эмоциональное восприятие курганов-могильников и древних поселений,
воздвигнутых различными народами вдоль реки Самары и на юго-востоке нашей
области.
Видение крепости здесь появляется в форме соединения множества приземистых
округлых башен, тесно слитых друг с другом и пять (иногда, но редко, разноцветных)
лун, висящих в небе над крепостью.
Некоторая информация (да и само второе название этого "призрака" - крепость
золотых черепашек) позволяет предположить, что тут мы имеем дело с творением
не человеческого рода. Анализ современного фольклора указывает, что где-то
в исторической древности (на памяти человека) была затяжная война между
этой крепостью (вернее ее обитателями) и магами Башни Зеленой Луны. Крепость
была разрушена, но и маги не сумели одержать окончательной победы и закрепиться
в этих местах.
4. Водопад слез - легендарный большой водопад низвергающийся где-то в глубине
Жигулевских гор, в фольклоре связан с Хозяйкой гор.
Он укрывает вход в ее волшебные подземные палаты. Специалисты геологи утверждают,
что современные Жигули из-за трещиноватости слагающих их известняков безводны,
однако некоторые данные свидетельствуют, что в древности, когда горы были
значительно выше и тут было больше водоупорных глин, в Жигулях действительно
могли существовать водопады.
"Видение" Водопада - привязывают к таким районам Луки, как урочище Елгуши,
Яблоневый овраг, район Каменной чаши - где и по сей день имеются водные
источники, по легендам связанные с тайными обитателями СЛ.
Четвертый тип объектов - энергетические образования. Такие "объекты"
как "игла" (или излучатель разрядник), "гнилостные ямы" и т. д. были частично
изучены в ходе экспедиции "Звездный мост-90".
По предположению участников группы "Авеста" - это некие физико-геологические
объекты (возможно, связанные с общим комплексом геомашины Жигулей) собирающие,
преобразующие и перераспределяющие различные виды энергии. Во время упомянутой
экспедиции активная работа "иглы" наблюдалась неподалеку от Молодецкого
кургана, но не исключено, что на Самарской Луке есть и другие выходы "излучателей
разрядников".
К образованиям четвертого типа следует отнести и мифические "подвижные
свечи", отмечающие места, где внезапно исчезают люди или "появляются" некие
фантастические существа. Сведения о таких событиях в прошлом О. В. Ратник
нашел в архивной подборке прошлого века: "Предания Самарского края", изданные
"Обществом археологии, истории и этнологии Самарского госуниверситета"
(1917-1931).
"Светящиеся шары" и "смерчи" также входят в разряд объектов четвертого
типа. Они периодически появляются над различными районами Луки. Вероятно,
их наблюдали здесь с древнейших времен и они породили массу мифов, в том
числе и легенду, что ими можно управлять.
В заключение нашего обзора следует отметить, что район Луки Жигулевско-Сокского
поднятия в геологическом отношении сильно отличается от окружающей его
местности. Отличие настолько сильно, что даже породило гипотезу об искусственности
Самарской Луки. (см. газету "Новый Водолей" № 29, 1995 статья "Самарская
Лука - уникальная геомашина" В. Степанов).
Возможно, это отличие и лежит в основе множества мифов и легенд.
По оценке Кирилла Серебренитского, в России немного найдется районов, породивших
сравнимое с нашим количество образцов устного народного творчества. Можно
предположить, что хотя бы некоторые легенды - истины. Нужно искать, исследовать
и продолжать начатую работу.
Олег Ратник, Игорь Павлович.
Источник: http://avesta.eventhorizon.ru/ |
Категория: Статьи о тайнах Самары | Добавил: Администрация (15.03.2009)
|
Просмотров: 6921
| Рейтинг: 4.8/6 |
| |
| | |
|
Статистика |
|
Сейчас с нами: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|